История спортивной одежды
- Подробности
- Категория: История
- Опубликовано 05 Январь 2016
- Автор: Admin
- Просмотров: 5081
В настоящее время не имеется фундаментальных исследований, освещающих историю возникновения спортивной формы. Развитие спортивной формы тесно связано с изменениями взглядов на тело и гендерных суждений. Само возникновение спортивной формы отражает взаимосвязи между рядом противоположностей: регулярностью и экспериментами, моральностью и аморальностью, дисциплиной и нарушением правил, мужественностью и женственностью. Спортивную одежду можно рассматривать как модель повседневного платья, в которой постоянно проявляется борьба между традицией и экспериментами.
В исследованиях, посвященных истории отдельных видов спорта (например, крикета, футбола, тенниса) можно найти описания развития соответствующей спортивной одежды.
Детали Миноанской фрески двух боксирующих мужчин
Национальный археологический музей в Афинах
Несмотря на распространенное мнение, спортивная одежда не является новым феноменом, а имеет довольно давнюю историю. Историк моды Джеймс Лейвер утверждает, что спортивная одежда была составной частью развития современной мужской одежды. Он полагает, что уже в XVII столетии «различные виды мужского платья развивались из одежды спортивного типа», и определяет одежду сельской аристократии для верховой езды как первый тип специализированной спортивной формы.
Специализированная спортивная женская одежда возникла позднее. Несмотря на то, что она повлияла на повседневное женское платье, последующее ее развитие определялось противоречиями между образом «спортивной женщины» и идеалами женственности.
Определения атлета и сильного мужчины были синонимичны до невероятной степени. Однако сочетание слов «женщина» и «атлет» долгое время рассматривалось как внутренне противоречивое (Laver 1995).
Поэтому спортивная женская одежда имеет историю полную запретов и их преодоления. Это связано с обнажением женского тела, сексуальностью, а также с «неженственным» поведением и внешним видом. Самая дискуссионная тема — «двуполые» детали этой одежды: брюки, шорты, трико, обнаженные части тела.
Молодые девушки тренируются на позднеантичкой римской мозаике
Сицилия, Италия
Если у женщин такая одежда становится привычной с течением длительного времени, то в случае мужчин это происходит значительно быстрее. Примеры можно найти в истории многих мужских видов спорта: плавания, гимнастики, легкой атлетики, конькобежного и велоспорта, тяжелой атлетики и серфинга. Во всех видах спорта появление специфической женской одежды вызывает одни и те же требования соблюдения скромности. И решения предлагаются одни и те же: защитные щитки, юбки, свободные шорты и т. п. Ведение таких споров — отражение более общей дискуссии о роли женщин и женственности в обществе. В этом смысле женская спортивная одежда является нарушением правил.
Своим происхождением форма для многих видов спорта обязана Англии и связана с последствиями индустриализации, появлением свободного времени, развитием частных школ и с историей элиты. Бывшие британские колонии и доминионы (Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Индия и Канада) заимствовали многие элементы английской спортивной одежды, независимо от климатических различий и социальной структуры. Напротив, история спортивной формы в Америке концентрируется на идее демократизации, связана с возникновением фабрик по пошиву готовой одежды и современными методами торговли, так как в США «одежда спортивного типа» стала фактически синонимом американской моде, поскольку пошив одежды для отдыха образуют костяк американской швейной промышленности.
Охотники и гончие преследуют оленя в лесу.
Манускрипт пятнадцатого века «Книга охоты».
И все же спортивная одежда вовсе не изобретение последнего времени. При европейских королевских дворах неофициальные одежды надевались во время отдыха. Генрих VIII будучи большим любителем тенниса надевал специально сшитый костюм: льняную рубашку, бархатный жилет, бриджи и войлочные туфли.
Самыми ранними видами современного спорта были охота и верховая езда в Британии. Специальная одежда для верховой езды была создана в XVI столетии, а затем — в XVIII веке — появилась и более-менее стандартизированная форма для охоты. Одежда охотников отвечала требованиям практичности, основой ее служил «сюртук». К концу XVIII столетия сюртуки уже носили как парадную одежду.
История спорта неразрывно связана с историей социальных преобразований Нового времени, сопровождавших индустриализацию. Образование городов, организация рабочих мест, появление свободного времени делали спорт привлекательным. Растет популярность клубов, члены которых проводят свой досуг, занимаясь организованной охотой или играя в крикет. Постепенно появляются клубные цвета, которые использовались для различения команд. Создаются команды на заводах, фабриках и в школах. Одним из самых популярных видов коллективного спорта, призванным поддерживать «корпоративный дух», стал крикет. Он же, по-видимому, стал первым видом спорта, использующим официальную — белую — форму. В течение некоторого времени клубная и специальная формы были привилегией элиты, менее обеспеченные слои населения играли в повседневной одежде.
Постепенно в XIX веке стали приобретать популярность и другие виды спорта — футбол, гандбол, хоккей, гольф и легкая атлетика, появлялись новые виды состязаний (такие как лаун-теннис и крокет). Объясняется это индустриализацией, которая вытеснила сельских жителей в города, а жителей городов заставила искать досуг в деревне. На языке одежды это выразилось в том, что сельская аристократия выбрала в качестве повседневной одежды форму наездников, мужчины носили твидовые пиджаки и брюки. Это получило распространение и в городах, став каждодневной нормой.
Лорд Хоук, капитан крикетного клуба в Йоркшире в конце 19 века
Растущая популярность спортивных занятий неизбежно породила потребность в развитии соответствующей одежды, что, в свою очередь, повлияло на появление различных изобретений, облегчающих ее пошив. Так, в 1860 году патентуются шипы для крикетных туфель, в 1868-м — парусиновые туфли на резиновой подошве, а в 1880-е годы — спортивные бриджи. Многие появившиеся на ранних этапах элементы заняли центральное место в одежде спортивного типа. Так, спортивные бриджи до колена (knickerbockers) первоначально являлись одеждой американской бейсбольной команды Cincinnati Red Stockings (1860-е годы), они были практичными и не закрывали фирменных красных чулок команды. Из-за своего удобства они быстро получили широкое распространение: на первый взгляд не подходящие для взрослых мужчин, эти бриджи по-прежнему составляют основу современной бейсбольной формы. Позднее к ним были добавлены другие элементы — безрукавки из джерси, номера игроков, надписи, патриотические лозунги, шапки из джерси двойной вязки и т. п.
Некоторые спортсмены, недовольные имеющимся экипированием, становились авторами технических изобретений. Англичанин Ж. Фостер, захваченный бегом по пересеченной местности, не найдя пригодную ему обувь, изготовил в 1895 г. модель с шипами на подошве. Успех новой модели среди коллег из клуба подтолкнул изобретателя к созданию собственного производства в Болтоне (в 1958 г. его внучки станут основателями знаменитой марки спортивной обуви и одежды Reebok).
В 1860—1880-е годы форма приходит в школы и в спортивные клубы.
В конце XIX и самом начале XX столетия в спортивной одежде начал доминировать белый цвет. Белое стали носить не только игроки в крикет и регби, но и теннисисты, бейсболисты, игроки в боулинг, фехтовальщики, гимнасты, участники соревнований по реслингу, гребцы, яхтсмены, игроки в крокет и футбол. Кроме того, белыми почти всегда были блузки и жакеты женщин, занимавшихся спортом. Судьи также часто одевались в белое. Одно из объяснений этому состоит в том, что белую одежду проще стирать — в прежние времена красители были неустойчивы, а выбор цветов невелик. В то же время стирать одежду каждый день могли себе позволить не многие, и выбор белого цвета становился признаком статуса, указывал на состоятельность спортсмена или команды. По другой версии, причина в том, что белый цвет был в ту эпоху особенно моден. Так или иначе, сочетание символов чистоты, невинности, здоровья сделали белый цвет синонимом спорта. Яркая белизна одежды, кроме того, позволяла зрителям легко видеть участников соревнований, что увеличивало зрелищность игры.
Игроки в футбол Генри Руссо, 1908
История мужской спортивной одежды тесно связана с возникновением современных представлений о мужественности и дисциплине. История же женской спортивной одежды, как уже говорилось, носит довольно противоречивый характер. Многие исследователи отмечают, что через занятия спортом женщины выражали «вновь обретенную свободу». В начале XX века женская одежда отражала моду, а не функциональность, и состояла из шляпы, лифа с вырезом, узких рукавов, корсажа, нижней юбки под длинными юбками. Вплоть до 1920-х годов, играя в теннис, женщины носили корсеты.
В 1830-е и 1840-е годы в школах для девочек с энтузиазмом восприняли идею спортивных занятий и здорового образа жизни. Начиная с 1860-х годов растет число подобных заведений, проповедовавших физические упражнения как часть школьной программы. Для этих занятий была введена специальная гимнастическая одежда в «турецком» стиле: свободные брюки, собранные на щиколотках и носившиеся под свободной юбкой, затягивавшейся на талии. Со временем свободные брюки трансформировались в спортивные брюки, а юбка — в спортивную юбку с кокеткой или блузкой. С конца 1880-х до конца 1920-х годов этот наряд являлся стандартной гимнастической формой.
В начале XX века девушки носили специальную спортивную форму: для игры в крикет — белые блузки с розовыми брюками или бриджами (скромно затянутыми на щиколотках), для хоккея — саржевые юбки до щиколоток, для тенниса — фартуки с карманами. Когда занятия физкультурой укрепились в школьной программе, гимнастическую форму стали использовать и в других играх и спортивных упражнениях. У мальчиков такой формой были джерси и шорты, у девочек — белые блузки и гимнастические брюки или юбки. В качестве обуви использовались легкие парусиновые туфли на резиновой подошве. Постепенно блейзеры, галстуки, ленты на шляпах, джерси, юбки, носки или чулки приобрели и свои специфические цвета.
Изобретение велосипеда породило новый вид досуга и соответствующую одежду. У мужчин это были твидовые пиджаки и фланелевые брюки. Казалось, появился прекрасный повод ввести в обиход функциональную женскую одежду, однако, несмотря на настойчивые усилия реформаторов убедить женщин носить брюки или юбки-брюки, они продолжали надевать на велосипедные прогулки длинные юбки и короткие облегающие жакеты.
Мэй Саттон чемпионка женских соревнований по теннису в 1904 г.
К 1880-м годам самым популярным женским видом спорта стал теннис. В XX веке он был одним из первых — и одним из немногих — видов спорта, в котором женщины могли демонстрировать свои возможности перед восторженной публикой. Это был спорт, для которого функциональная одежда буквально напрашивалась, однако и здесь она приживалась с трудом. Когда Мэй Саттон в 1905 году появилась в блузке с короткими рукавами и юбке на 4—6 дюймов выше земли, ее соперница обратилась с жалобой и Саттон не разрешили выйти на корт, пока край юбки не был опущен до положенной высоты.
В 1919 году Сюзанна Ленглен шокировала Уимблдон, выйдя на корт в юбке и блузке , но без чулок и нижней юбки. В 1920-е годы силы культурного авангарда сделали одежду более удобной для активной жизни. Занятия спортом часто становились формой проведения досуга, и начался процесс сближения спортивной одежды и одежды для отдыха. Например, среди мужчин стало популярным надевать в выходные белые брюки и легкие светлые туфли, удобные для игры в крикет и теннис. В 1930-е годы уже допускалось, чтобы мужчины носили шорты. Впервые шорты были надеты Банни Остином на корте клуба «Форрест Хиллз» в штате Нью-Йорк в 1932 году. Чтобы не отставать, американки Элен Уиллз-Муди и Элен Хал Джекобе, известные как «две Елены», также вышли в шортах в Уимблдоне.
Хотя к началу Второй мировой войны все тенденции, характерные для современной спортивной моды, уже проявились, война дала им новый толчок.
Возможно, наиболее значительным и долговременным фактором, повлиявшим на бурный рост промышленности, выпускающей спортивную одежду, было появление новых материалов — нейлона и парашютного шелка: они предоставляли абсолютно новые возможности пошива одежды. Главным победителем был нейлон. Сперва его взяли на вооружение военные, но затем оказалось, что его можно использовать и в гражданской жизни. Впервые в спорте он был применен футбольной командой университета Нотр-Дам из штата Индиана в 1941 году. Выяснилось, что спортивная одежда, сшитая из нейлона, идеально подходит для дождливой и грязной погоды:
Нейлоновые штаны, весившие в четыре раза меньше обычных молескиновых (плотная х/б ткань), оказались спасением на грязном поле, поскольку не впитывали влагу и к ним не прилипала глина... Команда университета Саут-Бенд носила одну форму шесть лет (Handley 1999:48-52).
Гусси Моран в раздевалке, 1950
Несмотря на эти изменения, женская теннисная форма продолжала вызывать споры. В 1949 году дизайнер Тед Тинглинг сделал для Гусей Моран (Gertrude «Gorgeous Gussie» Moran) костюм, состоящий из кружевных трусиков и короткой юбки. Блестящая итальянская теннисная звезда Леа Периколи шокировала в 1950-е годы зрителей шортами в обтяжку и трусиками с рюшами. Тинглинг продолжал одевать спортивных звезд до 1970-х годов, используя кружева, рюши, всевозможных цветов блузки без рукавов и панталоны, которые были видны из-под мини-юбок. Его вкус вызывал негодование у консервативных членов теннисного братства, но приводил в восторг публику. Такая одежда стала нормой.
Затем, в 1985 году, Энн Уайт вышла на Уимблдонский корт в облегающем трико, и это произвело фурор. В XXI веке споры вызвала одежда Серены и Винус Уильямс — яркая, сделанная из лайкры и микроволокна, обнажающая тело и часто плохо сидящая. В 2004-м Серена играла в еле закрывающем ее костюме из синего денима и в денимовых гетрах, похожих на портянки, что вызвало новое неодобрение.
Активизация олимпийского движения во главе с Пьером де Кубертеном подтолкнуло промышленников к изобретению новых вариантов экипирования какое бы усиливало физические возможности олимпийцев. В 1924 г. была основанная компания "Обувная фабрика братьев Дасслер", основной продукцией которой длительное время были гимнастические тапочки и шипованая спортивная обувь.
В 1948 г. в результате реорганизации компании "Dassler" появились две фирмы из производства спортивных товаров: "Adidas" и "Puma". Конкуренция этих компаний способствовала разработке инновационных моделей как спортивной одежды и обуви, так и разных аксессуаров.
Во второй половине XX века спортивная форма, с одной стороны, все более специализировалась, с другой, все более сближалась с повседневной одеждой. Ее производство стало частью гигантского международного бизнеса.
Спортивная одежда сделалась частью молодежной субкультуры, молодые люди идентифицируют себя со спортивными героями в не меньшей степени, чем с кино-и поп-звездами. К 1960-м годам спортивная одежда в США стала составной частью высокой моды, и эта тенденция быстро распространилась по всему миру.
Движущей силой эволюции спортивного костюма стало появление новых эластичных материалов, которые пришли на смену трикотажа. Постепенно разрабатывались спортивные костюмы, которые отбивают ультрафиолетовые лучи, регулируют температуру тела спортсмена, борются с потом, замерзанием помогают работе мышц и экономят энергию. Параллельно с оптимизацией костюмов производители спортивной амуниции работали и над идеальным вариантом обуви. В 1949 г. фирмой "Adidas" были созданы первые бутсы с резиновыми шипами, которые снимались, а в 1950 г. - футбольные бутсы специальные бутсы для игры в футбол по снегу и обледеневшей земле.
1950 г.
1970 г.
Начиная с 1950-х годов спортивная одежда доминировала в кино, популярной музыке и потребительской культуре, что было обусловлено «демократизмом» нравов, влиянием американской массовой культуры и культом свободного времени.
В ответ на возросший спрос многие компании, производившие одежду, стали выпускать «спортивное» платье и одежду для отдыха. Кроме того, некоторые из них всерьез занялись производством новых искусственных тканей, которые не только были дешевле шерсти и хлопка, но были легкими, водонепроницаемыми, к ним не липла грязь. Такие компании, как Du Pont, Courtaulds и ICI, разработали новые синтетические волокна на основе нейлона, искусственного шелка или полиэстра: дакрон, трайсел, орлон, терилен, куртель, а также предшественника лайкры — нить К. Все эти материалы очень быстро стали популярны.
Благодаря «устойчивости к внешним воздействиям», малому весу, долговечности и удобству (например, возможности надеть сразу после стирки) новые материалы были идеальны для изготовления спортивного платья. Из них стали делать одежду для плавания, занятий лыжным спортом, гимнастикой, бейсболом, баскетболом, хотя некоторые виды спорта и сопротивлялись их продвижению — легкая атлетика, бокс, хоккей, футбол
Применение в спорте акриловых материалов быстро привело в 1960-е годы к появлению новой модной одежды: комбинезонов, колготок, одежды для сна, нижнего белья, маек и слаксов.
Новые технологии позволяли тканям более эффективно взаимодействовать с телом. Ткань «становилась второй кожей», то есть полностью соответствовала своему назначению — способствовать повышению спортивных результатов (примером служат лыжные костюмы победителей зимней Олимпиады 1988 года). Ярким выражением этой революции в производстве тканей стала лайкра, «чудо-материал» современности. Она была разработана в 1958 году, в 1960-е появились лайкровые трико и купальные костюмы, новым материалом заинтересовались и производители одежды для лыжного спорта. Позднее, благодаря удивительной эластичности, лайкра стала активно использоваться в качестве основы для корсетов и бюстгальтеров. В середине 1970-х годов она распространилась повсеместно, что совпало по времени с ростом пропаганды здорового образа жизни. Лайкра стала использоваться при создании одежды для занятий физкультурой, женского белья и модной одежды.
К 1980-м годам лайкровые гетры, трико, майки и колготки были повсюду — от подиумов и гимнастических залов до торговых центров, офисов и садовых участков. Вскоре профессиональная спортивная одежда появилась в самых разнообразных областях: одежда для гимнастики, танцев, аэробики, плавания и даже вечернее платье включали в себя облегающие детали, сделанные из синтетики.
Джон Траволта И Оливия Ньютон в одежде из синтетики
Сближение спортивной и повседневной одежды усилилось и благодаря популярности стиля американских баскетболистов и рэперов. Уличная одежда приобрела черный цвет, стала мешковатой и свободной, повсеместно распространились бейсболки и «спортивные» туфли или кроссовки. Увлечение городской культурой «черных» привело к глобализации молодежной моды, основой которой была уличная и спортивная одежда их кумиров. С другой стороны, некоторые спортивные звезды стали рекламным лицом брэндов — как Майкл Джордан для Nike.
Прошло немного времени, и Nike стала излюбленной одеждой рэйверов и завсегдатаев ночных клубов. Когда другие фирмы вступили в борьбу за рынок спортивной молодежной одежды, Nike вложила средства в создание «быстрого костюма» (Swift Suite), придававшего телу «аэродинамические» силы. Вскоре другие компании последовали этому примеру. Одежда, создававшаяся для «людей спорта и музыки», стала модной повсюду.
Гибридная одежда, помещающаяся между спортивной и модной, стала той точкой, где встречаются одежда для активного образа жизни, prêt-à-porter (фр. — готовое платье) и утонченный мир высокой моды. Теперь бегуны могут надевать цельные костюмы из синтетики с высокими аэродинамическими свойствами; эластичный каплевидный тюль используется для производства спортивных маек, а блестящие колготки — для бега. Практичные и декоративные, они в равной степени годятся и для выхода в свет, и для активного отдыха (O'Mahony and Brad-dock 2002:140-1).
Появление цельного костюма для скоростного плавания подняло планку рекордов еще выше, что продемонстрировали Олимпийские игры 2000 года. Так, конструкция и материал нового костюма для плавания подражали необычным свойствам акульей кожи. Костюм облегал тело, уменьшал сопротивление воды, сжимал мускулатуру таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность, и вскоре преобразовал само спортивное плавание.
Новая версия костюма (модель FSII), созданная к Олимпийским играм 2004 года в Афинах, копирует кожу акулы, в ее разработке использовались те же методы вычислительной гидродинамики, что и для автомобилей Формулы-1 и яхт, участвующих в Кубке Америки. В рекламе фирмы Speedo, производящей эти костюмы, ведущие пловцы (включая таких, как Майкл Клим, Грант Хакетт, Дженни Томпсон, Ленни Крайзельбург и Инге де Брюин) описывались как «люди-рыбы» и «девушки-акулы».
И вновь технология цельных облегающих костюмов перешла в другие виды спорта (например, легкую атлетику, нетбол) и в обыденную одежду (нижнее белье, одежда для занятий гимнастикой). Так называемая гимнастическая одежда соединяет в себе последние достижения в технологии спортивной одежды с высокой модой, отмеченной известными брэндами. Гетры и теплые носки — один из примеров спортивной формы, пришедшей как в высокую моду, так и в повседневный быт. Ставшая популярной благодаря пляжному волейболу, эта одежда содержит синтетическое волокно; микроволоконная технология изменила многие элементы спортивной одежды — от цельных костюмов до футбольной обуви.
Последняя глава в истории спортивной одежды - появление тканей нового поколения, несущих в себе функции температурного контроля, встроенную вентиляцию, механизмы поддержания влажности, содержания витаминов, выделения стероидов. В преддверии Олимпийских игр в Афинах в 2004 году олимпийская сборная Австралии заключила эксклюзивный договор с фирмой Nike на производство формы. Составной частью формы стал «охлаждающий жилет», в который можно было вложить восемнадцать пакетов со льдом. Жилет позволял спортсменам активно работать на 19% дольше. Хотя специалисты из Nike утверждали, что их жилет является последним словом техники, Австралийский институт спорта поддерживал свою собственную разработку — «новый высокотехнологичный охлаждающий жилет, использующий для охлаждения тела спортсмена не лед, а полимеры с переменной фазой». Утверждалось, что «новый жилет значительно превосходит старый, использующий лед». Хотя на Олимпийских играх 2004 года был использован жилет на основе льда, легко было с уверенностью предсказать, что высокотехнологичные жилеты появятся на мировой арене очень скоро. В других компонентах олимпийской формы тоже использовались теплорегулирующие приспособления: «вентиляционные прокладки и дышащие ткани», что показывает, как быстро внедряются новые достижения и совершенствуются старые подходы к спортивной одежде.
Революционные изменения коснулись даже традиционного тренировочного костюма. Одним из первых применений новых синтетических волокон в спортивной одежде было ворсистое джерси, которое согревало спортсмена. Это произошло в 1960-е годы. В конце 1970-х тренировочные костюмы сначала частично, а потом целиком состояли из синтетики. Они стали легче, теплее, красивее и, кроме того, сделались водонепроницаемыми. В 1980-е годы тренировочный костюм стал популярной одеждой для отдыха (он даже считался национальной австралийской одеждой), а в 1990-е его уже использовали для прогулок пожилые люди (его предпочитали носить в домах престарелых). Можно было бы подумать, что это смертный приговор традиционному тренировочному костюму (бесформенному, выцветшему, мешковатому), однако он выжил и стал модной одеждой для музыкантов стиля хип-хоп, рэперов, поп-звезд, спортивных и кинознаменитостей. Тренировочный костюм нового тысячелетия — это ультрамодная одежда. Так, на церемонии открытия Игр Содружества в Манчестере в 2002 году Дэвид Бэкхем был одет в специально созданный к этому событию ослепительно белый тренировочный костюм с циркониевыми кубиками.
По материалам интернет